Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом

Информация Пенсионного фонда Российской Федерации о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 530 «Об особенностях выплаты пенсий и иных социальных выплат лицам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации»

20 апреля 2020 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 № 530 «Об особенностях выплаты пенсий и иных социальных выплат лицам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации».

Данное постановление издано в связи с принятием в странах мира чрезвычайных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и отсутствием возможности у  пенсионеров, проживающих за рубежом, представить в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий их пенсионное обеспечение в Российской Федерации, документы, необходимые для продления выплаты  российских пенсий и иных социальных выплат (например, дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», дополнительного материального обеспечения на основании Федерального закона от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»).

Согласно Постановлению № 530 будет осуществлено продление выплаты:

пенсий в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации», либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации без документального подтверждения факта нахождения гражданина в живых, а также выполнения (невыполнения) гражданами оплачиваемой работы;

иных социальных выплат без документального подтверждения факта нахождения гражданина в живых, принадлежности к гражданству Российской Федерации, а также выполнения (невыполнения) гражданами оплачиваемой работы.

Постановление № 530 носит временный характер и предусматривает продление выплаты установленных пенсий и иных социальных выплат гражданам, проживающим за рубежом, у которых срок действия документов, необходимых для продолжения выплаты пенсионного обеспечения, истекает в интервале с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

Выплата пенсий и иных социальных выплат указанным лицам будет произведена без представления необходимых для продления выплаты документов за период с апреля по июнь 2020 года включительно.

В отношении лиц, у которых срок действия ранее представленного документа, подтверждающего факт нахождения в живых (принадлежности к гражданству Российской Федерации, о неосуществлении трудовой деятельности), истек до марта текущего года, выплата пенсии и иных социальных выплат будет осуществляться в общем порядке в соответствии с Постановлением № 1386 (при условии подтверждения названных фактов). 

 

Подробную информацию о пенсионном обеспечении лиц, проживающих за границей, можно получить на сайте Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР).

Оформление пенсионных документов консульским отделом Посольства России в Республике Индонезии осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 “О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации”, вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Обращаем внимание, что назначенные до 1 января 2015 года пенсии, выплата которых осуществляется путем перевода за пределы Российской Федерации, будут выплачиваться в 2015 году и последующих годах в прежнем порядке. Пенсионер вправе подать заявление об изменении способа выплаты пенсии путем ее перечисления на банковский счет, открытый им в кредитном учреждении на территории Российской Федерации. Выплата пенсий, назначенных после 1 января 2015 года, будет производиться только на территории Российской Федерации.

В рамках Соглашения об электронном взаимодействии между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) от 15 декабря 2014 года консульский отдел Посольства ежедневно направляет в Консульский департамент МИД России для последующей передачи в ПФР следующую информацию:
- о личной явке гражданина в загранучреждение с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде
- о подтверждении постоянного места жительства за пределами Российской Федерации
- о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (в случае, если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы).

Обращаем внимание, что для выплаты пенсий, назначенных на нетрудоспособных граждан (детей, братьев, сестер и внуков, не достигших 18 лет) и на граждан, признанных в установленном порядке судом недееспособными, получателями которых являются их законные представители, документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, представляется на получателя пенсии и на гражданина, на которого назначена пенсия. Это же правило применяется и при составлении актов личной явки.

Акт о личной явке подписывается консульским должностным лицом, его составившим, а также самим заявителем. Заявителю выдается расписка-уведомление, а сам акт на бумажном носителе хранится в архиве консульского отдела. Справки о подтверждении постоянного места жительства за пределами Российской Федерации и о выполнении оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации на руки заявителю не выдаются. Содержащиеся в них сведения направляются в ПФР только в электронном формате.

Составление акта о личной явке в год назначения пенсии не требуется.

Важно, что документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, (акт о личной явке гражданина) представляется (составляется) не ранее чем по истечении 12 месяцев со дня:
- подачи гражданином, проживающим за границей, заявления о выплате пенсии за пределы Российской Федерации или на ее территории соответственно в Пенсионный фонд Российской Федерации или его орган, осуществляющий ему выплату пенсии
- представления (составления) ранее представленного (составленного) документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо акта о личной явке гражданина (его законного представителя)

При этом днем представления указанного документа в ПФР и его территориальные органы считается дата его составления.

Тем самым, отпадает необходимость оформления и представления документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых (акта о личной явке гражданина) непосредственно на 31 декабря каждого года, как это было предусмотрено ранее, а в любое удобное для заявителя время. Например, на основании документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых (акта о личной явке гражданина) выданного соответствующим органом 15.09.2014 выплата пенсии органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина, будет продолжена по 30.09.2015.

Указанные действия совершаются бесплатно

Документы, необходимые для назначения пенсии

Для направления в ПФР информации о дате выезда гражданина на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое) и месте его постоянного жительства за пределами Российской Федерации в консульский отдел необходимо представить:
1. заявление
2. действительный российский заграничный паспорт и копию страниц с личными данными и штампом о дате выезда
3. документ, подтверждающий правовой статус и адрес проживания на территории Республики Индонезии

Сведения будут направлены в ПФР в электронном виде, готовые справки в бумажном виде заявителям не выдаются.

Для направления в ПФР информации о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (в случае необходимости) в консульский отдел необходимо представить:
1. заявление
2. действительный российский заграничный паспорт и копию страниц с личными данными и штампом о дате выезда
3. документ, подтверждающий факт выполнения (невыполнения) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации

Сведения будут направлены в ПФР в электронном виде, готовые справки в бумажном виде заявителям не выдаются.

Для направления в ПФР информации о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период в консульский отдел необходимо представить действительный российский заграничный паспорт или документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и копию страниц с личными данными.
Акт о личной явке подписывается консульским должностным лицом, его составившим, а также самим заявителем. Заявителю выдается расписка-уведомление, а сам акт на бумажном носителе хранится в архиве консульского отдела.

Отображение сетевого контента

Тарифы на консульские услуги
Утвержден приказом по Посольству
от 1 февраля 2019 г.

Отображение сетевого контента

Пенсионный фонд России

Исполнительная дирекция ПФР
119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4

Управление по работе с обращениями граждан Исполнительной дирекции ПФР
8 (495) 987-89-07, 8 (495) 987-89-14
г. Москва, Славянская пл., д. 4
Для направления обращений в письменном виде:
119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей
8 (495) 987-80-30
г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 20, корпус А.

Запись на прием
По телефону
+62-21-522-51-95
с 9.00 до 12.45 (понедельник-пятница)
Электронная почта консульского отдела