Назад

Интервью Посла М.М.Белого ИТАР-ТАСС (2008 г.)

Интервью Посла М.М.Белого ИТАР-ТАСС

Как Вы оцениваете нынешнее состояние российско-индонезийских отношений? Есть ли основания (какие именно) надеяться, что они могут достичь уровня «прорыва» (в каких областях в первую очередь)?

В настоящее время российско-индонезийские отношения переживают второе рождение. Восстанавливаются добрые традиции, установившиеся между нашими странами в 50-е и 60-е годы. Импульсом к такой динамике стал официальный визит в Россию президента Индонезии Мегавати Сукарнопутри в апреле 2003 года и подписание Декларации об основах дружественных и партнерских отношений между Россией и Индонезией в XXI веке. Двусторонние отношения в политической сфере я бы оценил как пример гармонии, базирующейся на бесконфликтности коренных национальных интересов, подлинном равноправии и взаимном уважении. Отношения между Россией и Индонезией сегодня - это партнерство, опирающееся на традиции дружбы между народами, однотипность переживаемых обеими странами внутренних процессов, близость позиций по международным вопросам, мощный потенциал взаимовыгодного сотрудничества и политическую волю лидеров. Наши отношения не подвержены политической конъюнктуре и рассчитаны на длительную перспективу. Они нацелены на содействие решению обеими странами внутренних задач на благо российского и индонезийского народов, развитие дружбы и сотрудничества между двумя странами, на укрепление международного и регионального мира, стабильности и безопасности, экономическое развитие и процветание, продвижение диалога между цивилизациями и религиями. Главная задача на нынешнем этапе - «подтянуть» до уровня политических отношений и сотрудничество в сфере экономики. Здесь я вижу «океан» пока еще не реализованных возможностей. Сейчас деловая активность существенно повысилась, но о «прорыве» в двусторонних экономических отношениях говорить пока рано. Несмотря на постоянный рост двусторонней торговли и ее увеличение более чем в два раза в течение двух последних лет, ее общий объем все же невелик и составляет около 700 млн.долл.США, что, конечно, не соответствует нашему потенциалу. Тем не менее, благодаря встречному интересу со стороны предпринимательских кругов обеих стран, работе по ознакомлению друг друга с потенциальными сферами сотрудничества, активно проводимой как Посольством России в Индонезии, так и посольством Индонезии в России, налицо оживление двусторонних контактов между фирмами, компаниями, предприятиями, крупными промышленными объединениями, банками. Следует отметить и тенденцию возрождения прямых контактов между регионами России и Индонезии. Могу с уверенностью сказать, что наиболее перспективными сферами сотрудничества являются энергетика, в том числе ядерная, нефтегазовый сектор, телекоммуникации, космос, железнодорожный транспорт, ВТС, туризм. На этих направлениях можно ожидать быстрое движение вперед. Россия поддержала кандидатуру Индонезии на место непостоянного члена Совета Безопасности ООН.

Какими еще примерами можно проиллюстрировать успешный характер двустороннего сотрудничества на международной арене и совпадение близости позиций Москвы и Джакарты по актуальным региональным и глобальным проблемам?

Поддержка Россией кандидатуры Индонезии в ходе недавних выборов непостоянных членов СБ ООН на период 2007-2008 гг. – пожалуй, один из самых ярких примеров эффективности нашего взаимодействия на международной арене за последнее время, но далеко не единственный. Дело в том, что в обширной повестке дня мировой политики нас беспокоят одни и те же глобальные и региональные проблемы, и к их решению мы подходим зачастую с одних и тех же или весьма схожих позиций. Джакарта, например, выступила коспонсором российско- китайской инициативы о Договоре по предотвращению размещения оружия в космосе и активно поддерживала нас в этом вопросе в Генассамблее ООН и на Конференции по разоружению. В Совете ООН по правам человека мы в унисон отвергаем политику «двойных стандартов», выступает против принятия политически мотивированных страновых резолюций. Наши страны демонстрируют стыкующиеся подходы по ближневосточному урегулированию и ядерной проблеме Корейского полуострова. Нам принадлежит совместная идея налаживания «диалога между культурами и религиями» в АТЭС. В рамках реализации этой инициативы под эгидой России и Индонезии в октябре с.г. в Джокьякарта (Индонезия) состоялся первый в истории АТЭС симпозиум, посвященный диалогу цивилизаций и религий. Считаю, что на этом направлении взаимодействие наших стран могло бы быть особенно плодотворным, учитывая уникальную роль России, выступающей в качестве моста между Востоком и Западом. И таких позитивных примеров двустороннего сотрудничества на международной арене немало. А основой для тесного взаимодействия наших стран на этом направлении я бы назвал созвучие «внешнеполитических философий» России и Индонезии, что делает нас друг для друга естественными и важными партнерами. Можно ли на примере наших отношений с Индонезией говорить о стремлении России дополнить политическое сотрудничество с АСЕАН экономической составляющей? Думаю, что такая постановка вопроса отчасти правомерна. Индонезия – крупнейшая страна в Юго-Восточной Азии, пожалуй, самый влиятельный участник Ассоциации стран Юго- Восточной Азии (АСЕАН). Соответственно, от того, насколько хорошо развиты наши отношения с этой страной, включая их экономическую составляющую, в значительной мере зависит общий уровень наших отношений с Ассоциацией. Действительно, наше экономическое взаимодействие с АСЕАН пока не поспевает за политическим сотрудничеством, которое, к слову сказать, в последние годы находится на подъеме. Вместе с тем именно интенсивное политическое сотрудничество на протяжении всех десяти лет диалогового партнерства позволило заложить солидную договорно-правовую базу для развития экономической кооперации России с АСЕАН. В 2005 г. подписаны Соглашение Россия-АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития, Комплексная программа действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг. Теперь надо планомерно «наращивать плоть» нашего взаимодействия, чем, собственно, и занимаются Россия и страны АСЕАН. В начале ноября с.г. в Москве состоялось очередное заседание Совместного комитета сотрудничества Россия-АСЕАН, в ходе которого обсуждались, помимо прочего, свыше десяти экономических проектов. Их реализация должна начаться уже в следующем году. Так что стремление дополнить политическое сотрудничество с АСЕАН экономической составляющей как никогда велико, причем, хочу особо подчеркнуть, как со стороны России, так и со стороны АСЕАН. Возвращаясь к Индонезии, хочу отметить, что набирающее обороты деловое сотрудничество Москвы и Джакарты является хорошей иллюстрацией нацеленности в будущее и взаимовыгодности, характерных для партнерства России со всеми странами региона ЮВА. Более того, можно ожидать, что наши крупномасштабные проекты с Индонезией в сфере энергетики, «мирного атома», космоса, инфраструктуры, высоких телекоммуникационных технологий в перспективе обретут общерегиональное измерение. На днях в Индонезии побывала делегация российских предпринимателей. МЧС сдало в аренду два БЕ-200. Расскажите, пожалуйста, об этом.Недавно в Индонезии действительно побывала делегация российских предпринимателей. Это уже третья поездка такого плана за последние полтора года. Главными инициаторами мероприятия являлись индонезийское посольство в Москве, МИД Индонезии и ТПП Индонезии. В состав делегации входили представители российских компаний, занимающиеся вопросами технологий по доработке нефтяных месторождений, экологии, зерновыми поставками. Состоялась серия результативных встреч с индонезийскими партнерами, проработан ряд совместных проектов. Хочется надеяться, что контакты, установленные российскими бизнесменами во время пребывания в Джакарте, будут продолжены и приведут к конкретным практическим результатам. В этом году на Индонезию обрушилось новое бедствие – беспрецедентные лесные пожары на островах Суматра и Калимантан. В связи с затянувшимся сухим сезоном горят большие площади лесов, дым распространяется на территории соседних стран - Сингапура и Малайзии. Нарушен ритм жизни в целом ряде провинций, в несколько раз увеличилась заболеваемость среды населения. В этой ситуации правительство Индонезии обратилось к России с просьбой об аренде на 45 дней двух самолетов-амфибия БЕ-200, предназначенных для пожаротушения. Выбор индонезийцев был не случайным. Здесь хорошо знают об этой «чудо-машине»: профильные индонезийские ведомства и администрации ряда провинций давно присматриваются к БЕ- 200. В предельно сжатые сроки МЧС России подготовило необходимую документацию по контракту, один день потребовался передовой группе МЧС на переговоры с индонезийской стороной. В итоге самолеты в обозначенные нашими партнерами сроки прибыли в г.Палембанг (провинция Южная Суматра) и с 1 ноября приступили к выполнению операции по тушению пожаров. Представители руководства Национального агентства по чрезвычайным ситуациям и даже министр-координатор по вопросам народного благосостояния Индонезии А.Бакри имели возможность не только наблюдать за работой российской техники, но и подняться в воздух на борту БЕ-200, тем самым став непосредственными участниками операции. Отклики, насколько я знаю, самые положительные. Сейчас российские самолеты по просьбе индонезийской стороны переброшены в Южный Калимантан и будут работать там, невзирая на какие бы то ни было технические трудности (а техника, как известно, есть техника, она порой требует ремонта), до выполнения контракта в полном объеме. Таким образом, первый опыт нашего взаимодействия в борьбе с лесными пожарами мы оцениваем со знаком «плюс». Россия готова и дальше сотрудничать с индонезийской стороной. С учетом регулярности повторения этого бедствия в лесных районах Индонезии было бы целесообразно поставить это сотрудничество на долгосрочную плановую основу. Ну а если индонезийские друзья пожелают приобрести у нас самолеты БЕ-200, российская сторона будет это только привествовать.

В местной печати со ссылкой на губернатора провинции Горонтало (о.Сулавеси) утверждается, что представитель РАО «ЕЭС России» (был ли он в составе делегации?) подписал с администрацией этой провинции Меморандум о взаимопонимании о строительстве АЭС мощностью 70 мегаватт (или речь идет о плавучей АЭС?). На каком этапе подготовки находится соглашение с Минатомом?

Сфера энергетики является одной из приоритетных для российско-индонезийского сотрудничества. Это подчеркивали наши президенты во время двусторонних встреч в рамках саммитов АТЭС – в 2004 г. в Сантьяго и в 2005 г. в Пусане. В этом контексте нам представляется важным подписание зонтичных соглашений, которые задали бы направленность сотрудничеству в энергетической сфере: речь идет в первую очередь о ядерной энергетике и о сотрудничестве в сфере нефти и газа. Работа над обеими документами ведется и близка к завершению. У индонезийцев вызывают большой интерес наши технологии по созданию плавучих электростанций, в том числе ядерных, а также работающих на угле, газе, альтернативных видах топлива. Такие установки интересуют, прежде всего, удаленные провинции Индонезии, не подключенные к энергосистеме Ява-Бали. В качестве примера могу сослаться на свой недавний разговор с губернатором провинции Малуку, который сообщил, что отсутствие должного электроснабжения тормозит развитие провинции, в первую очередь – строительство объектов инфраструктуры. Подписание в ходе предстоящего визита президента Индонезии С.Б.Юдойоно в Россию межправительственного Соглашения о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии открывает широкие перспективы для развития взаимодействия в самых разнообразных формах и реализации различных проектов – от совместных исследований в области мирного атома до строительства АЭС. А планы у индонезийского правительства в этой сфере, как мы знаем, большие. Что же касается Вашего конкретного вопроса о проекте строительства плавучей АЭС в провинции Горонтало на о.Сулавеси, то могу лишь сказать, что представитель РАО «ЕЭС России» в состав делегации российских бизнесменов не входил. Данный проект прорабатывается с частными российскими компаниями и находится в самой начальной стадии. Думаю, что к содействию в реализации такого важного проекта, когда он начнет приобретать очертания, должно будет подключиться Федеральное агентство по атомной энергии.

Сообщается также, что в ходе визита в Москве будет подписано новое соглашение по ВТС (кредит 1 млрд.долл.США, самолеты, подлодки, что еще?).

Что касается ВТС, то оно развивается весьма успешно. За последние годы мы в этой области шагнули далеко вперед. Ряд проектов уже реализован – наша четверка истребителей СУ-27 является сегодня гордостью индонезийских ВВС, другие находятся в процессе реализации, по третьим идут интенсивные переговоры. В июне этого года стороны подписали Программу ВТС, рассчитанную на пять лет. У этого сотрудничества большие перспективы. Почему я говорю об этом с такой уверенностью? Ответ прост: Индонезия нуждается в вооружениях для модернизации своей армии с целью надежного обеспечения обороноспособности страны, а у России есть как раз то, что Индонезии необходимо: самое современное и эффективное оружие, которое мы готовы продавать по разумным ценам и на льготных финансовых условиях. В этом смысле мы – «идеальная пара». И еще одно немаловажное обстоятельство: Россия, в отличие от ряда других производителей вооружений, никогда не увязывала и не намерена увязывать их поставки с какими бы то ни было политическими требованиями. Так что на переговорах на высшем уровне в Москве тема ВТС, разумеется, будет одной из приоритетных. А договоренности двух президентов дадут новый импульс дальнейшему сотрудничеству в этой области.

Как развивается антитеррористическое сотрудничество между Россией и Индонезией после подписания Совместной декларации?

Как известно, в подписанной в апреле 2003 г. в Москве Декларации об основах дружественных и партнерских отношений между Российской Федерацией и Республикой Индонезия было впервые зафиксировано намерение сторон развивать сотрудничество по борьбе с терроризмом. В том же году состоялся первый раунд двусторонних консультаций по этой проблематике. Установлены и поддерживаются контакты между правоохранительными органами и спецслужбами двух стран, осуществляется обмен информацией. Однако стороны намерены идти гораздо дальше, и это понятно: Россия и Индонезия находятся на переднем крае борьбы с терроризмом. Поэтому сейчас мы закладываем прочный договорно-правовой фундамент российско-индонезийского сотрудничества в сфереантитеррора. В ходе предстоящего официального визита в Российскую Федерацию президента Индонезии С.Б.Юдойоно намечено подписание соответствующего двустороннего Меморандума, который предусматривает формирование практических механизмов для налаживания и реализации такого взаимодействия. Борьба с терроризмом – это сложная, многоплановая работа. Ее нельзя вести только силовыми методами. Необходимы одновременно и усилия, направленные на «выкорчевывание социальных и идеологических корней» терроризма. Именно таким мы видим наше будущее взаимодействие с Джакартой в деле противодействия терроризму. Оно будет включать в себя и обмен разведданными, и сотрудничество в области подготовки спецподразделений, и совместные меры по пресечению финансирования терроризма, и борьбу с распространением экстремистских взглядов. Этому последнему из названных мною направлений мы придаем особое значение: здесь перед нами широкое поле деятельности, в которое мы планируем активно вовлекать мусульманские общины России и Индонезии, религиозные организации и учебные заведения. Индонезия – крупнейшая по численности мусульманского населения страна мира.

Развивая контакты с ней по линии религиозных организаций (поездка Дина Шамсуддина в Москву, например. Еще?), Россия демонстрирует готовность к расширению связей с исламским миром в целом. Какой именно круг вопросов обсуждается в настоящее время религиозными деятелями двух стран? Какие пожелания к России высказывают индонезийские клерикалы?

Пожелания индонезийские мусульмане высказывают такие же, как и мусульмане всего мира – чтобы к их вере относились с уважением, чтобы между исламом и терроризмом не ставился знак равенства, чтобы мир избежал нового опаснейшего раскола по религиозному признаку и конфликта цивилизаций, который имел бы поистине катастрофические последствия. Об этом и о многом другом мы и говорим с индонезийскими партнерами в рамках набирающего обороты межрелигиозного и межцивилизационного диалога. Индонезия по праву называет себя крупнейшей мусульманской демократией, на практике доказывающей возможность совмещения исламских и либерально-демократических ценностей. У России своя уникальная историческая судьба – быть своеобразным мостом между религиями и цивилизациями. Православные, мусульмане, адепты других религий столетиями гармонично уживались в России вместе. Поэтому не случайно, что именно Москва и Джакарта так активно выступают с инициативами в пользу развертывания широкого международного диалога культур и религий, в том числе и совместными. Мы с удовлетворением восприняли согласие председателя одной из ведущих мусульманских организаций Индонезии «Мухаммадия» Дина Шамсуддина принять участие в работе созданной нами Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир». Он уже дважды посещал нашу страну и вносит конструктивный вклад в работу Группы. Сейчас налаживаются контакты между российскими и индонезийскими религиозными организациями и учебными заведениями. Последний пример – передача правительством Татарстана информационных материалов об исламе в России в дар «Российскому уголку» в Государственном исламском университете «Шариф Хидаятулла». Думается, что контакты мусульман двух стран, в первую очередь теологов, общественных деятелей, молодых людей, могут дать очень многое. Ведь речь идет об обмене живым опытом гармоничного сосуществования верующих в многоконфессиональных обществах, о том, как сочетать религиозные устои с требованиями современной жизни, как достойно встречать вызовы глобализации. И в этом, как Вы совершенно правильно заметили, проявляется готовность России к расширению связей с исламским миром