Назад

Посол: сотрудничество России и Индонезии растет с каждым годом

Стремительно растет и экономика самой Индонезии: в 2012 году темпы ее роста составили 6,5% — и в настоящее время эта страна занимает 16-е место в мире по объему своего ВВП. Согласно прогнозу консультационной компании McKinsey&Company, к 2030 году этот показатель достигнет 1,8 триллиона долларов, в результате чего Индонезия обгонит Германию и Великобританию, став седьмой по значению экономикой мира.

Накануне саммита АТЭС корреспондент РИА Новости Михаил Цыганов поговорил с послом РФ в Индонезии Михаилом Галузиным о нынешнем состоянии отношений этих двух гигантских стран.

-  Михаил Юрьевич, вот уже почти год прошел с Вашего назначения  послом России в Индонезии — стране, превышающей по протяженности всю Европу. Что стало самым важным открытием за это время? 

— Действительно, проведя без малого год в Индонезии, я многое открыл для себя в этой очень интересной, очень красивой стране. И, прежде всего, было очень приятно ощутить, что в индонезийском обществе, среди индонезийской элиты, в индонезийских деловых кругах и  СМИ очень хорошо и позитивно относятся к нашей стране. Здесь помнят огромный вклад Советского Союза и России в становление независимости, укрепление государственности и территориальной целостности молодой Индонезии.

И вот эта позитивная историческая память является одним из очень важных факторов развития партнерских российско-индонезийских отношений и сегодня.

- А что происходит сегодня?

— Сегодня Россия и Индонезия — две крупные державы, два крупных игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), которые развивают отношения сотрудничества по очень многим направлениям.

- Давайте попробуем хотя бы вкратце остановиться на каждом из них в отдельности? 

Прежде всего, между нашими странами поддерживается регулярный, доверительный и очень конструктивный политический диалог.
Позитивную направленность и тональность отношений задали встречи президента РФ Владимира Путина с президентом Индонезии Сусило Бамбангом Юдхойоно, последняя из которых состоялась в прошлом году на саммите "Группы двадцати" в Мексике, в ходе которой лидеры договорились об активизации нашего сотрудничества по многим областям, включая экономику, взаимодействие на международной арене…

 

И сегодня, по прошествии более чем года после этой встречи мы уже видим немало конкретных результатов нашего взаимодействия, отвечающего долгосрочным стратегическим интересам России и Индонезии, сотрудничества, вносящего серьезный вклад в укрепление мира и безопасности в АТР и во всем мире.  

- А ожидается ли новая встреча двух лидеров здесь, на Бали?

— Вопрос о программе нынешнего саммита находится в стадии плотной проработки, и мы надеемся, что возможность для такого контакта будет.

- Есть какие-то конкретные примеры успешного политического сотрудничества наших стран на международной арене? 

— Я могу отметить, например, что в политической области мы сегодня ощущаем очень серьезную и целенаправленную поддержку и понимание с индонезийской стороны в вопросе о путях урегулирования проблем Сирии. Индонезия была в числе тех стран, которые возвысили свой голос против попыток военного вмешательства в сирийский конфликт извне и мы очень признательны Индонезии за эту поддержку и последовательную позицию в пользу мирных, дипломатических путей урегулирования сирийского кризиса. И мы отмечаем, что такая поддержка была выражена, в частности, президентом Индонезии в ходе саммита "большой двадцатки" в начале сентября в Санкт-Петербурге, когда эта тема обсуждалась на высшем уровне.

- А ближе к АТР?

— Наше взаимодействие в международных делах, действительно, носит широкий характер, и я хотел бы с удовлетворением отметить, что в июле этого года на полях Регионального форума АСЕАН по безопасности в Брунее состоялась очень важная встреча министров иностранных дел России и Индонезии Сергея Лаврова и Марти Наталегавы, в ходе которой было подписано совместное российско-индонезийское заявление о совместных шагах с целью предотвратить милитаризацию космического пространства. Это стало очень важным совместным вкладом Москвы и Джакарты в продвижение глобального разоружения, в усилия против милитаризации космического пространства, против размещения в космосе оружия любого вида.

- Если я не ошибаюсь, буквально в последние недели имели место и важные события в военно-техническом сотрудничестве (ВТС)?

— Действительно, последним очень ярким примером нашего двустороннего сотрудничества стал ввод в боевой состав военно-воздушных сил Индонезии двух истребителей Су-30, после чего индонезийские ВВС теперь располагают полноценной эскадрильей в составе 16-ти истребителей Су-27 и Су-30.

- Если можно, несколько слов об экономике.

— Конечно же, важнейшей составляющей наших отношений с Индонезией является взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Сегодня мы можем констатировать, что это взаимодействие имеет тенденцию к росту и расширению: например, за 2012 год объем нашей двусторонней торговли возрос примерно на 30%, составив по итогам прошлого года около 2,8 миллиарда долларов. Сегодня мы видим продолжение тенденции к росту товарооборота: в частности, за январь-июль нынешнего года товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2012 года возрос на 13% и составил около 1,7 миллиарда долларов.

- А есть ли уже какие-то конкретные крупные совместные проекты?

— Очень важно то, что сегодня мы уже в практической плоскости обсуждаем с индонезийской стороной — и по линии правительств наших стран, и по линии бизнес-сообществ — крупные, долгосрочные, стратегические проекты инвестиционного сотрудничества в Индонезии. Я имею в виду планы таких наших крупных корпораций, как, скажем, "Русал" или РЖД. Речь идет, в частности, о возможности строительства бокситно-глиноземного комбината, а также железной дороги на острове Калимантан.

Если эти проекты будут осуществлены —  а стороны активно работают в этом направлении — то это послужит вкладом и в дальнейшее поступательное развитие экономики Индонезии, где станет больше предприятий, связанных именно с переработкой сырьевых ресурсов, а не просто экспортом необработанного сырья за рубеж, что является стратегической линией правительства Индонезии. Но продукция этих предприятий пойдет, в том числе, и на дальнейшую переработку в России, что будет означать реальную интеграцию российской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, куда, как известно, смещается центр глобального экономического роста — так что это очень важно и для нашей экономики. 

- А почему для России важно строить железную дорогу на далеком Калимантане?

— Проект строительства железной дороги на острове Калимантан способствовал бы решению стратегической задачи, которую ставят перед собой и Индонезия, и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в целом — а именно, уплотнение и совершенствование взаимосвязанности на асеановском пространстве — в данном случае, инфраструктурной, транспортной взаимосвязанности. И мы тоже будем рады внести практический вклад в этот важный для стран АСЕАН процесс, потому что эти государства ставят целью к 2015 году создать Сообщество АСЕАН, в том числе, Экономическое сообщество, и, конечно, очень важна именно транспортная составляющая этого процесса. Мы исходим из того, что такое сотрудничество послужит дальнейшему укреплению взаимовыгодных экономических связей между Россией и Индонезией, а также другими странами АСЕАН.

- Если я не ошибаюсь, именно повышение взаимосвязанности ставит во главу угла на предстоящем саммите АТЭС его нынешний председатель — Индонезия?

— Да, Индонезия как председатель вносит на обсуждение общую тему "Устойчивый АТР — двигатель глобального роста" — и в рамках этой темы одним из важнейших вопросов для обсуждения лидеров будут как раз вопросы взаимосвязанности на широком пространстве АТЭС от Юго-Восточной Азии (ЮВА) до Латинской Америки. 

- А что еще делается нами в этой области?

— Кроме того, мы начали поставки в Индонезию наших гражданских самолетов Sukhoi SuperJet-100 — это тоже наш вклад в совершенствование взаимосвязанности на асеановском пространстве. Индонезия, которую часто называют "гигантом региона" является архипелажным государством и очень остро нуждается в хороших среднемагистральных пассажирских самолетах.

К настоящему моменту мы уже поставили сюда два самолета SSJ-100, на очереди — дальнейшие поставки как минимум 12 машин к 2015 году; и это только для одной из индонезийских авиакомпаний.

- А есть ли какая-то преемственность между российскими приоритетами в АТЭС в год председательства нашей страны — и нынешним годом, годом Индонезии?

— Сотрудничество наших стран на площадке АТЭС — тоже важный фактор двусторонних отношений, и мы с удовлетворением отмечаем, что индонезийское председательство во многом продолжает и развивает те позитивные наработки, которые были осуществлены российским председательством в прошлом году и закреплены в решениях лидеров во Владивостоке. 

Сегодня, уже под индонезийским председательством мы видим дальнейшее продвижение в таких вопросах, как совершенствование и облегчение торгово-инвестиционных режимов, развитие региональной экономической интеграции и транспортных цепочек в АТР, укрепление продовольственной безопасности, движение к созданию единого образовательного пространства.

Сотрудничество в области образования — очень перспективная сфера наших двусторонних связей с Индонезией. Мы видим, что экономика этой страны, имеющая одни из наиболее высоких в мире темпы роста, конечно же, нуждается в квалифицированных кадрах.

Мы стремимся содействовать развитию Индонезии и в этой области, и, в частности, в нынешнем году российская сторона приняла решение о более чем трехкратном увеличении числа государственных стипендий для студентов  из этой страны: с 20 в прошлом году до примерно 70-ти.

- И в заключение, если можно, несколько слов о всемирно известном острове Бали, где мы находимся.

— Конечно же, важной составляющей наших отношений являются контакты между людьми, которые мы бы хотели расширять и углублять. И у нас есть хорошая основа для этого: дело в том, что Бали является одним из самых любимых россиянами туристических направлений. В прошлом году его посетили более ста тысяч российских туристов — и эта тенденция также имеет все предпосылки для дальнейшего роста.