Яндекс.Метрика

Назад

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНТЕГРАЦИОННОМ КОНТЕКСТЕ ЮВА И АТР (Олег Копылов)

Олег Копылов

 

 

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В ИНТЕГРАЦИОННОМ КОНТЕКСТЕ ЮВА И АТР:

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ

 

ENERGY COOPERATION WITHIN THE CONTEXT OF INTEGRATION

IN SOUTHEAST ASIA AND THE ASIA PACIFIC:

NEW OPPRTUNITIES FOR RUSSIA

 

         ASEAN has been growing into a serious actor on the energy map of the Asia Pacific. Having to a large extent an underdeveloped energy sector, Southeast Asian nations seek to position themselves as large and responsible resource consumers as well as a top spot for foreign investment. This presents new opportunities for Russia in terms of diversifying energy exports and promoting Russian technologies and equipment in Asia. Additionally, active participation in multilateral cooperation in the Asia Pacific offers Russia a chance to be regarded here not only as a resource-rich energy provider but an influential and reputable policy maker.

 

         АСЕАН становится все более заметным игроком на энергетической карте Азиатско-Тихоокеанского региона. Располагая в большинстве своем слаборазвитым энергетическим сектором, государства Юго-Восточной Азии стремятся позиционировать себя как крупных и ответственных потребителей ресурсов, а также центров притяжения зарубежных инвестиций. Для России это может означать новые возможности для диверсификации энергоэкспорта, продвижения отечественных технологий и оборудования на рынки Азии. Кроме того, активное участие России в деятельности многосторонних объединений на пространстве АТР позволит нашей стране обрести репутацию не только богатого ресурсами энергопоставщика, но и влиятельного субъекта региональной политики.

 

Одной из тем, заметно звучавших в ходе 18-го саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 7-8 мая 2011 г. в Джакарте стала проблематика обеспечения региональной энергетической безопасности, прежде всего, через углубление сотрудничества в энергосфере между государствами-членами Ассоциации и подключение к этому процессу внерегиональных партнеров.[1] Неслучайно, что эта область взаимодействия становится зоной все более пристального внимания для стран Юго-Восточной Азии.

Отметим, что энергетический рынок АСЕАН в целом характеризуется низкой эффективностью использования энергосырья, сравнительно невысоким уровнем энергопотребления на душу населения и, одновременно, одними из самых динамичных в мире темпами его роста – около 4% в год.[2] При этом асеановская «десятка» имеет ряд фундаментальных предпосылок для налаживания взаимовыгодных связей в этой области: относительная географическая близость стран-членов, неравномерная обеспеченность энергоресурсами, предопределяющая сопоставимые объемы спроса и предложения внутри субрегиона, различные стадии развития национальных топливно-энергетических комплексов, что открывает возможности для взаимного инвестирования. Принимая во внимание комплекс этих факторов, регионалы поставили создание совместной, взаимосвязанной, эффективно работающей энергосистемы в число приоритетных задач на пути построения Экономического сообщества АСЕАН к 2015 году.

В страновом разрезе, как было отмечено выше, не все страны АСЕАН полностью либо относительно энергонезависимы. В то же время номинально практически все государства-члены «десятки» богаты энергоресурсами. Так, залежи углеводородов имеются в Брунее, Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Малайзии, Мьянме и на Филиппинах; месторождения каменного угля находятся во Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Таиланде, на Филиппинах; гидроэнергетическим потенциалом обладают Индонезия, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Филиппины; геотермальным – Индонезия и Филиппины. Что касается Сингапура, то это государство, не обладая сколько-нибудь значимыми объемами энергоресурсов, имеет важный козырь – передовые энергетические технологии, в т.ч. в нефтепереработке, в сочетании со значительными перевалочными мощностями.[3] В остальном же лишь немногие из государств ЮВА обладают сегодня современными технологиями добычи и переработки энергоресурсов, а также необходимой инфраструктурой для их транспортировки, что в целом делает ЮВА энергодефицитным регионом (около 50% потребляемой здесь нефти приходится на импортные поставки, преимущественно из стран Персидского залива). Стремительное развитие экономик стран «десятки», сопровождаемое пропорциональным увеличением энергопотребления, еще более усиливает зависимость субрегиона от внешних источников энергетических ресурсов, что, с учетом высокой волатильности цены на нефть, существенно повышает уровень экономических рисков.

Сотрудничество в энергосфере не является для АСЕАН новым направлением. В рамках Ассоциации реализуется ряд совместных проектов и программ, многие из которых были запущены десятки лет назад. К примеру, Индонезия осуществляет поставки природного газа по трубопроводу в Сингапур и Малайзию. Выработанная на лаосских ГЭС электроэнергия экспортируется через магистральные ЛЭП в Таиланд, Вьетнам и Камбоджу. НПЗ Сингапура частично работают на давальческой нефти, поступающей из Брунея, Индонезии и Малайзии, которые затем реимпортируют некоторую долю продуктов нефтепереработки. Между странами АСЕАН налажена торговля каменным и бурым углем, объемы которой, впрочем, весьма малы в сравнении с экспортными поставками.

В АСЕАН действует ряд многосторонних соглашений и совещательных механизмов в энергосфере. Так, в 1976 году был учрежден Совет АСЕАН по нефти (ASEAN Council on Petroleum, ASCOPE). Этот орган выступил разработчиком Соглашения АСЕАН о нефтяной безопасности (ASEAN Petroleum Security Agreement, APSA), подписанного в 2009 году.

В нем, в частности, подчеркивается, что в связи с растущей зависимостью стран ЮВА от импорта углеводородов представляется необходимым плотнее координировать усилия «десятки» в целях диверсификации источников поставок и повышения энергобезопасности. Отмечается также, что страны-члены Ассоциации будут предпринимать меры по либерализации внутренних рынков нефти и природного газа, расширять свое участие в международных форматах с участием диалоговых партнеров и профильных международных организаций.

В соответствии с соглашением, в случае возникновения в какой-либо из стран АСЕАН текущего дефицита нефти и нефтепродуктов в объеме 10% и более от среднего объема потребления задействуется коллективный механизм компенсации такой недостачи из нефтяных резервов других государств-членов Ассоциации на условиях, подлежащих согласованию в каждом конкретном случае.[4]

Идея создания Трансасеановского газопровода (Trans-ASEAN Gas Pipeline, TAGP), призванного соединить газоносные провинции стран «десятки» с центрами потребления, зародилась в начале 1990-х и вылилась в 1999 году в разработку соответствующего мастер-плана. На сегодняшний день на территории АСЕАН действуют 8 отрезков трубопроводов суммарной протяженностью около 2300 км. В перспективе планируется проложить еще более 4500 км газопроводов (преимущественно по морскому дну), а также реализовать несколько проектов в сфере инфраструктуры для перевалки СПГ при ориентировочном объеме инвестиций, превышающем 7 млрд. долл. США.[5]

Программа создания единой энергосистемы АСЕАН (ASEAN Power Grid, APG) была запущена в 1981 году. В настоящее время объем работ по ней оценивается в 5,9 млрд. долл. США и предполагает завершение строительства 4 магистральных ЛЭП и сооружение еще 11 отрезков к 2015 году.[6] С учетом того, что, согласно подсчетам Центра энергетики АСЕАН (ASEAN Centre for Energy, АСЕ), ежегодный прирост объемов выработки электроэнергии в странах «десятки» составляет более 6% и к 2030 году увеличится в 4 раза, формирование энерготранспортной инфраструктуры является для региона абсолютным приоритетом.[7]

План действий АСЕАН в сфере энергетического сотрудничества на 2010-2015 гг. (ASEAN Plan of Action on Energy Cooperation, APAEC), объединяющий все субрегиональные проекты в энергетике, предполагает, помимо вышеперечисленного, развитие таких секторов, как угольная промышленность, возобновляемая энергетика, энергоэффективность и энергосбережение, региональная энергетическая политика и планирование, а также мирное использование атомной энергии. Документ предусматривает реализацию комплекса мер по интеграции энергетического сектора и повышению энергобезопасности ЮВА с учетом прогнозного баланса мирового и регионального спроса и предложения на энергоресурсы, влияния политических, социально-экономических и экологических факторов, а также последствий ГФК. Планом действий, в частности, поставлены задачи по снижению к 2015 году энергоемкости ВВП стран-членов «десятки» в среднем на 8% по сравнению с уровнем 2005 года и наращиванию удельного веса возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе субрегиона до 15%.[8]

Конечно, до выработки комплексной энергополитики асеановцам пока что далеко. Работа по исполнению текущих совместных проектов идет медленно из-за наличия ряда осложняющих факторов - недостатка финансирования, знаний и технологий, несогласованности национальных законодательств, да и дефицита политической воли. На этом фоне, впрочем, Ассоциация активно и весьма успешно развивает сотрудничество с внешними партнерами, готовыми делиться опытом и вкладывать инвестиции в энергетику субрегиона с расчетом на долгосрочное участие в перспективных проектах. Так, активное взаимодействие налажено в рамках механизма «АСЕАН плюс 3» с участием Китая, Японии и Южной Кореи, оказывающих странам «десятки» содействие в развитии нефтегазового комплекса и нефтехранилищ, «чистой» и возобновляемой энергетики, энергоэффективности, а также консультативную помощь в области ядерной энергетики – разумеется, с прицелом на переход в будущем к практическому сотрудничеству по конкретным проектам. Евросоюз сотрудничает с АСЕАН по программам в сфере энергобезопасности, энергосбережения и энергетической инфраструктуры. В рамках Плана действий по продвижению расширенного партнерства АСЕАН-США реализуются программы по эффективности использования энергоресурсов, а также стандартизации и маркировке энергооборудования. Развивается взаимодействие АСЕАН с такими международными организациями, как ЮНЕП и МЭА.[9]

В АСЕАН рассчитывают, что в перспективе заметную роль на региональном энергорынке будет играть и Россия. Здесь придают большое значение тем немногим проектам, которые на сегодняшний день удалось реализовать при нашем участии (экспертные семинары по возобновляемой энергетике и по мирному использованию атомной энергии). Регионалы заинтересованы в углубленном сотрудничестве с нами практически во всех секторах энергетики - нефтегазовом, угольном, ядерном, в области добычи и разведки, в альтернативной и возобновляемой энергетике.

В этой связи сегодня заинтересованным российским ведомствам важно сосредоточить усилия на исполнении принятой в 2010 году Рабочей программы энергосотрудничества Россия-АСЕАН до 2015 года, включая реализацию проекта «Энергетический диалог Россия-АСЕАН в сфере возобновляемой энергетики и экологически чистых энерготехнологий. Создание экспертно-аналитической и консультативной сети Россия-АСЕАН в области возобновляемой энергетики». Проще говоря, эта совместная инициатива предполагает расширенный обмен опытом в этой важной сфере с переходом в перспективе к реализации соответствующего российского энергооборудования на рынке ЮВА, а затем, возможно, и к приобретению  асеановцами отечественных технологий.

Кроме того, с учетом растущего интереса ряда стран «десятки» к развитию национальных ядерно-энергетических комплексов важно продолжить начатую Госкорпорацией «Росатом» деятельность по обмену опытом и наращиванию потенциала АСЕАН в мирном использовании атомной энергии, включая организацию семинаров, тренингов, визитов на объекты и обучение персонала, а также информационно-просветительскую работу с общественностью. Необходимо использовать уже наработанный опыт практического взаимодействия в этой сфере с Вьетнамом с тем, чтобы утвердиться в качестве ключевого поставщика технологий и оборудования для нужд ядерной отрасли региона ЮВА. Дополнительные возможности для контактов с асеановцами могли бы быть найдены и в рамках взаимодействия «Росатома» с новым консультационным механизмом в рамках Ассоциации – т.н. Субсекторальной сетью сотрудничества в сфере ядерной энергетики, объединяющей профильные ведомства и компании стран «десятки».

Стоило бы вернуться и к идее организации выставки современных энерготехнологий, которую не удалось провести, как это планировалось, «на полях» второго саммита Россия-АСЕАН в октябре 2010 года в Ханое. Целесообразно также реанимировать и другие инициативы, которые выдвигались накануне саммита, например, о разработке генеральных схем развития газовой промышленности отдельных государств-членов АСЕАН с перспективой их последующего объединения в общую интеграционную стратегию развития газовой промышленности региона; о возможном участии российских хозяйствующих субъектов в развитии региональных электрораспределительных сетей и объектов генерации в ЮВА; об изучении целесообразности разработки рамочного межправительственного соглашения Россия-АСЕАН либо отраслевых соглашений о сотрудничестве в области энергетики и др.

Перспективным направлением могло бы стать установление рабочего взаимодействия между Центром энергетики АСЕАН (расположен в Джакарте) и российскими профильными структурами, например, Международным центром энергоэффективности и изменения климата (МЦЭИК), созданным в 2010 году на базе Международного института энергетической политики МГИМО(У) МИД России и РНЦ «Курчатовский институт». Это позволило бы задействовать экспертные, информационные и административные возможности Центра энергетики АСЕАН в интересах наращивания сотрудничества России с регионом ЮВА в энергосфере - тем более, что руководство этой структуры проявляет живой интерес к налаживанию связей с российскими коллегами.

Комплексное рассмотрение проблематики российско-асеановского энергетического сотрудничества необходимо продолжить в рамках действующего механизма встреч профильных старших должностных лиц с выведением нашего диалога в перспективе на уровень министров.

Наконец, новые перспективы взаимодействия с АСЕАН и другими странами АТР открываются в связи с присоединением России одновременно с США к Восточноазиатским саммитам (ВАС), где энергетика стоит в числе приоритетов.[10] В очередном совещании руководителей энергетических ведомств стран-участниц ВАС, которое состоялось 20-21 сентября 2011 г. в Брунее, впервые приняла участие российская делегация во главе со статс-секретарем - заместителем министра энергетики России Ю.П.Сентюриным. В выступлении главы нашей делегации было отмечено, что расширение энергосотрудничества с государствами АТР является приоритетом экономического развития регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири. В этом контексте, в частности, Энергетической стратегией России предусматривается, что к 2030 году доля экспортируемых в восточном направлении нефти и нефтепродуктов возрастет с 6% на сегодняшний день до 22-25%, природного газа - с 0% до 19-20% и СПГ - с 0% до 14-15%. Наращивать российское присутствие на азиатско-тихоокеанском энергетическом рынке планируется, в частности, путем активного участия в действующих там многосторонних объединениях, таких, как АТЭС и АСЕАН. Было подчеркнуто, что взаимозависимая природа международного энергетического сотрудничества диктует необходимость создания механизма координации политики его субъектов в сфере долгосрочных инвестиций и обеспечения энергобезопасности. В этой связи в 2009 году Россией была выдвинута инициатива о концептуально новом подходе к правовому регулированию международного энергосотрудничества, в развитие которой был разработан проект конвенции по глобальной энергетической безопасности.

Присоединение России к ВАС, безусловно, необходимо рассматривать в том числе через призму перспектив расширения ее присутствия на энергетическом пространстве этого объединения, включающем, помимо нашей страны, асеановскую «десятку», Китай, Японию, Южную Корею, Индию, Австралию, Новую Зеландию и США. С учетом того, что, по подсчетам японских экспертов, к 2035 году на «регион ВАС» будет приходиться порядка 70% мирового потребления энергии[11], участие в этом объединении может принести России как крупному поставщику энергоресурсов существенные дивиденды.

Сейчас будущее энергетического сотрудничества в рамках ВАС выходит за рамки утвержденных ранее приоритетов - энергоэффективность и энергосбережение, биотопливо и интеграция энергорынов. Планируется дополнить эти области такими темами, как энергобезопасность, новые энерготехнологии, возобновляемые источники энергии, а также инвестиции, развитие энерготранспортной инфраструктуры и вопросы мирного использования атомной энергии.[12]

Работа в ВАС потребует широкого подключения наших профильных ведомств, госкорпораций и коммерческих компаний к прямому диалогу с партнерами в рамках секторальных консультативных органов форума. Следует быть готовыми к встраиванию в уже действующие в рамках ВАС механизмы совещаний министров энергетики, рабочих и экспертных групп по конкретным направлениям сотрудничества. Через такого рода диалог с ключевыми странами АТР можно реализовать две взаимосвязанные задачи: с одной стороны - принять непосредственное участие в выработке правовых рамок энергетического взаимодействия в регионе, с другой - существенно расширить и диверсифицировать рынок сбыта наших энергоносителей, оборудования и технологий.

 

Статья подготовлена для сборника «Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития». Москва, МГИМО(У), 2011-2012.

 



[1] См., в частн., Chair's Statement of the 18th ASEAN Summit "ASEAN Community in a Global Community of Nations". Jakarta, 7-8 May 2011.

[2] Report by ACE at the 8th Meeting of ASEAN Power Grid Consultative Committee. Danang, Vietnam, 20 June 2011.

[3] ASEAN Energy Cooperation: Facts and Challenges, by Hanan Nugroho. The Jakarta Post, May 19, 2011.

[4] ASEAN Petroleum Security Agreement. ASEAN Secretariat Publication, Jakarta, 2009.

[5] ASEAN Economic Community Factbook, ASEAN Secretariat, Jakarta, February 2011.

[6] Там же.

[7] Report by ACE at the 8th Meeting of ASEAN Power Grid Consultative Committee. Danang, Vietnam, 20 June 2011.

[8] ASEAN Economic Community Factbook, ASEAN Secretariat, Jakarta, February 2011.

[9] См., в частн., Summary of Proceedings, the 8th Meeting of ASEAN Power Grid Consultative Committee. Danang, Vietnam, 20 June 2011

[10] См., в частн., Cebu Declaration on East Asian Energy Security. Cebu, Philippines, 15 January 2007.

[11] Summary of Decisions, 5th EAS Energy Ministers' Meeting. Brunei Darussalam, 20-21 September 2011.

[12] Там же.